Войти

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Хуа Байцзя о Тай Цзи



Перевод В. В. Малявина

 
Пять слов внутренних школ кулачного искусства

1. Смирение: покой сердца; оберегая свой покой, управляй движениями других.
2. Плотность: плотная связка: смело входи внутрь пространства противника, веди бой в тесном соприкосновении с ним.
3.  Направление: выверенность движений; пользуясь моментом, владея обстановкой, входи сбоку, наноси удар прямо.
4.  Внутренняя сила: давать претвориться внутренней силе; беря за основу мягкость, добивайся равновесия мягкого и твердого.
5. Действенность: точный удар; касание пусть будет всегда действенно, не трать удары зря.

Рассуждение о тайцзицюань

Как только начинаешь двигаться,  все тело должно быть одухотворенно-легким,  а движения должны быть как бусы, нанизанные на единую нить. Пусть энергия вскипает привольно, а дух сосредоточен внутри. Ни в чем не должно быть ни недостатка, ни избытка, нигде не должно быть разрывов. Корень — в ступнях, раскры¬тие — в бедрах, управление — в пояснице, форма — в пальцах. От ступней до бедер и в поясе — все должно быть Единая энергия. Тогда, выступая вперед или отходя назад, всегда сможешь владеть обстановкой и пользоваться моментом. Если же не сможешь владеть обстановкой и пользоваться моментом, в движениях не будет слаженности. Порок этот надлежит исправлять, обращая вни¬мание на поясницу и бедра.
Вверх и вниз, вперед и назад, влево и вправо — все свершается одним путем. Все это идет от воли, а не от внешнего. Если есть верх — значит есть низ, есть пере¬днее — значит есть заднее, есть левое — значит есть правое. Если хочешь поднять вверх, умей опустить вниз. А посему, если хочешь поднять противника и сокрушить его, стремись к тому, чтобы корень его сам переломился. Тогда сможешь быстро и без помех его одолеть.
Пустое и наполненное необходимо ясно разделять, в каждом месте [тела] должно быть свое пустое и напол¬ненное. Так да будет повсюду. Пусть все тело будет, как бы пронизано одной нитью, и не позволяй этой нити прерываться, где бы то ни было.

Канон тайцзицюань

Великий Предел рождается из Беспредельного, и он есть матерь Инь и Ян. Двигаясь, он разделяет. Пребывая в покое, он соединяет.
Не должно быть ни недостатка, ни избытка. Следуй (действию силы), сгибайся и затем распрямляйся. Когда соперник тверд, я мягок: это называется уступчивостью. Когда я влекусь за отступающим соперником, это назы¬вается прилипанием.
Когда соперник движется быстро, откликайся быстро. Когда соперник движется медленно, следуй за ним мед¬ленно. Хотя превращениям нет числа, всех их пронизы¬вает один принцип.
Усвоив правила соприкосновения, можно понемногу вникать во «всеведущую чувствительность», а от овладе¬ния «всеведущей чувствительностью» возвышаться до просветленности духа. Однако же без длительных занятий невозможно вдруг достичь внутреннего проникновения.
Впусти в себя пустоту, пусть сила устремляется к темени, а энергия опускается в Киноварное поле.
Не отклоняйся в сторону и не ищи на стороне опоры. Внезапно скрываться, внезапно появляться. Когда сила прилагается к левой стороне, то левая сторона пуста. А когда сила прилагается к правой стороне, то пуста правая сторона. Глядишь вверх — как будто улетаешь в непо¬стижимую высь. Обращаешь взор вниз — как будто по¬гружаешься в непостижимую глубину. Когда соперник наступает, растягиваешься все больше. Когда соперник отступает, спешишь за ним все быстрее. Ни одного пе¬рышка нельзя добавить, даже муха не может сесть. Противник не знает меня, а я знаю противника. Вот благодаря чему герой не имеет достойных его врагов.
Существует множество школ кулачного искусства, но, как бы ни были различны принятые в них позы, искусство их сводится к тому, что здоровый побеждает хилого, а неповоротливый уступает ловкому. Но если сильный по¬бивает бессильного, а медленные руки уступают быстрым рукам, то это происходит от способностей, данных при¬родой, а не приобретается учением.
Поразмыслите над изречением: «четыре фунта могут оттолкнуть тысячу пудов». Такого не добьешься одной силой. И вот еще: «один старик может справиться с толпой людей». Разве можно достичь этого одной ловко¬стью?
Стоишь, как весы. Вращаешься, как тележное колесо. Меняя точку опоры, следуй вращению. Если же вес при¬ходится на обе ноги сразу, будешь неповоротлив. Когда ученик не может постичь смысл вращения даже после многих лет занятий, то так получается оттого, что он не понимает порочность равномерного распределения веса на обе ноги. Если хочешь избавиться от этого порока, ты должен знать чередование Инь и Ян.
Прилипание есть также уход. Уход есть также при¬липание. Ян не отрывается от Инь, Инь не отрывается от Ян. Когда Инь и Ян друг друга восполняют, приходит «всеведущая чувствительность». Обрети «всеведущую чув¬ствительность», и тогда чем больше заниматься, тем оду¬хотвореннее будет в тебе сила. Молча усваивай заветы учителя, словно вбирая в себя истину, и постепенно достигаешь того, что будешь следовать велениям сердца.
Главная истина: оставляй себя, следуй за другим. Большая ошибка: отказываться от близкого и гнаться за далеким. Это называется: «просчет на вершок влечет за собой промах на тысячу ли». Учащийся не может не вникнуть в это как можно подробнее.

        Об истинном свершении

Сознанием веди энергию, опускайся ниже, смыкайся с землей, и тогда энергия сможет войти в кости. Пусть энергия свободно обращается в теле, будь уступчив и подвижен, и тогда энергия будет легко следовать за со¬знанием. Если воспрянет творящий дух, не будешь косным и неповоротливым. Это значит, что голова должна быть как бы подвешенной, воля и энергия должны свободно сообщаться друг с другом. Тогда постигнешь секрет жиз¬ненной полноты. Это значит, что пустое и наполненное могут претерпевать превращения и друг в друга перетекать.
Применяя внутреннюю силу, будь покойно-расслаб¬ленным и погружайся вниз, смыкаясь с землей. Будь сосредоточен на одном направлении, нужно стоять прямо и не терять равновесия, тогда сможешь без помех нападать во все стороны.
Движение энергии — как «путь с девятью зигзагами», и нет такого места, куда бы оно не достигало. Внутренняя сила в применении — как сталь, закаленная сотню раз, и нет такой твердыни, которая устояла бы против нее.
Обликом подобен орлу, хватающему зайца; духом подобен кошке, хватающей мышь. Будь покоен, как гора, будь подвижен, как водный поток. Накапливай внутрен¬нюю силу, как сгибается лук. Испускай силу, как спу¬скается с лука стрела. В кривом ищи прямое: сначала накапливай, потом испускай. Сила исходит из спины, шаги следуют за перемещениями тела.
Собирание силы есть также высвобождение. Высво¬бождение силы есть также собирание. Сила прерывается и продолжается снова.
В движении вперед и назад должно быть складывание и сгибание. В наступлении и отступлении должно быть вращение и переменчивость.
Сначала предельная мягкость, потом предельная твер¬дость. Если умеешь дышать, можешь быть одухотворен¬но-живым.
Питай энергию, воздействуй прямо, и не будет вреда. Накапливай внутреннюю силу, скручиваясь, и она будет в избытке.
Сознание — это главнокомандующий, энергия — это вестовой, поясница — это полевой командир.
Сначала учись расширяться, затем учись сжиматься — так приблизишься к совершенству.
Сказано: «Он не двигается — я не двигаюсь. Он сдви¬нулся, а я двигаюсь прежде него. Сила кажется расслаб¬ленной, а не расслаблена; как будто раскрывается — и не раскрывается. Сила прерывается, а воля не прерыва¬ется».
Сказано: «Прежде — в сознании, потом — в теле. Живот расслаблен и покоен, энергия скапливается в ко¬стях, дух безмятежен, и тело покойно: всечасно носи это в сердце. Запомни крепко: если часть тела пришла в движение, нет ничего, что бы не двигалось, и когда что-то пришло к покою, нет ничего, что бы не упокоилось. Благодаря движению вперед и назад энергия прилипает к спине и скапливается в позвоночнике. Внутри укрепляй жизненный дух, вовне являй безмятежный покой».
Ступай, как ходит кошка, применяй внутреннюю силу, как вытягивается шелковичная нить.
По всему телу воля направлена на дух, а не на энергию. Если она будет направлена на энергию, настанет застой. У того, кто сосредоточивается на действии энер¬гии, не будет физической силы. А тот, кто взращивает энергию, достигнет чистой твердости.
Действие энергии — как тележное колесо, поясни¬ца — как тележная ось.



Назад в раздел