Тай Цзи Ал Хуана
Глава 3
Вчера вечером мы говорили о происхождении Тай-цзи и отношении между Тай-цзи, Дао, исторической, политической и общественной ситуацией в Китае. Понятие Тай-цзи прослеживается до истоков китайской истории, до доисторического периода, называемого эпохой мифических владык. Один из них, Фу Си, создал символ Тай-цзи и идею восьми триграмм, развившихся в И-цзин, Книгу перемен. Тай-цзи возвращается к тому моменту, когда человек впервые почувствовал самого себя и необходимость сориентироваться в окружающем мире. Из этих поисков, из этого вопрошания о смысле жизни возникла философия. Из этой потребности человек создал различные теории и представления, которые придавали смысл его миру.
Мысли китайского Тай-цзи не так уж сильно отличаются от некоторых идей греков и римлян. Существует, например, мысль Гераклита, что нельзя войти в одну реку дважды, потому что река течет и изменяется. Это представление подобно Тай-цзи. Тай Цзи и Даосизм Тай-цзи также основа даосизма, который образует параллель конфуцианству и дополняет его. Конфуцианство имеет особенность везде определять структуру. Оно сохраняет гармонию между людьми, устанавливая отношения между правителем и подданными, отцом и сыном, старшим и младшим братом, мужем и женой - у каждого свое место. Это прекрасная мысль, до тех пор, пока она не становится настолько сковывающей и зажимающей, что никто больше не в состоянии двинуться. Она становится также очень поверхностной. Предполагается, что каждый обязан быть преданным своему правителю и слушать родителей, а жена обязана делать все для мужа - она никогда не имеет права жаловаться и всегда должна идти на три шага позади его. Эти ограничения предопределяли все так сильно, что люди буквально стонали - особенно те, кто творчески были в ладу с естественным ходом вещей.
Дао Де Дзинь Дао Дэ Цзин, должно быть, был создан или им, или его учениками, или ими вместе. Он развивался в течение ряда лет и стал одним из канонических трудов китайской философии. Когда мы изучаем Дао-дэ цзин, то видим, что в каждой строчке говорит Тай-цзи. Текст состоит из целого ряда коротких стихотворений о парадоксальном, неведомом, о природе. Он настолько парадоксален и трудно переводим, что каждый дает новую интерпретацию.
В свое время даосы, должно быть, походили на представителей богемы или хиппи, просто заботившихся о своих личных делах.
О «ПУ» В даосизме существует много основных концепций, которые проявляются в Тай-цзи во время практики. Одна из них слово «Пу», которое прежде чем оно было придумано и оформлено, обставлено и отшлифовано, обозначало первоначальный материал. Иногда это переводят как «неотесанный блок». Это - сырье, пока оно не будет отесано в художественную форму, это -сущность, которая существовала, пока ты ее не изменил. Познакомься с узорчатостью древесины, прежде чем ты! начнешь резьбу. «Пу» - основная субстанция твоего! истинного «Я», прежде чем оно будет отманикюрено подправлено. Высвети свою основную субстанцию до-того, как ты ее загромоздил. Не допускай, чтобы внешние вещи ослепили тебя и ты потерял необтесанный блок в себе.
Это то, что мы делаем в Тай-цзи. Каждый раз когда мы начинаем, мы должны найти это необтесанное первоначальное дерево, это основополагающее чувсто человеческого тела, чувство единства. Обычно мы продолжаем говорить себе о том, кто мы есть, вместо того чтобы просто позволить проявиться «Пу».
Если вы рассматриваете Тай-цзи как форму движения, заметьте, как оно просто. Оно относится к самым чистым и выразительным формам движения. Оно представляет сгущение основных форм выражения. Это все в нем. Другая мысль - то, что мы должны снова прийти к бытию ребенка. Можете ли вы дышать так же свободно, как новорожденный? Это - подобие ребенку, которое мы обязаны сохранять. Мы не должны быть ребячливыми. Детская непосредственность - это то, чему мы все радуемся. Мы хотим ею обладать. Мы хотим жить дальше со всей конкретностью и удивляться жизни и самим себе. Но мы теряем это, когда вырастаем.Мы боимся показаться неловкими или невежественными - мы хотим полностью контролировать себя и претендуем на то, что знаем все. На днях я посетил очень несуразное представление: группа белых из высших и средних слоев финансировала концерт, который назывался «Американский джазовый театр черных»; в нем были собраны артисты старого театра Апполо из Гарлема. Всем этим музыкантам было около шестидесяти-семидесяти лет. Они были впечатляюще прекрасны. Вечер начался с того, что они в блестящих костюмах провели парад, и это было ослепительно. Я аплодировал, я прыгал туда-сюда, я танцевал. Рядом сидели дети, и, когда я смеялся, они смотрели на меня и, казалось, говорили: «Раз он так смеется, то я тоже, вероятно, могу». Но выглядели они такими чванливо напыщенными, что я подумал: «Что мы такое сделали с нашим молодым поколением!»
Мода на Тай Цзи, ускользание сути. В последнее время, кажется, что мода на Тай-цзи растет во всех больших городах как грибы. Каждый изучает Тай-цзи и желает получить титул-свидетельство более или менее высокое. Я рад, что так много людей интересуются этим прекрасным занятием, но меня слегка беспокоит фальсификация Тай-цзи.
Тай-цзи не является чем-то отличным от того, что вы и так уже имеете. Я всегда говорю, что я не учу. Нет способа обучать. Что значит обучение? Я не говорю: «Я учитель Тай-цзи, потому что я учился еще ребенком и теперь владею им, а вы нет, и я преподаю вам и показываю, как это трудно». Если бы я так поступил, вы были бы сильно разочарованы и сказали бы: «А что, если это недостижимо для меня? Скажите мне, что я делаю неправильно». Учитель Тай-цзи ответил бы, что вы не делаете неправильно, а просто еще не владеете этим.
Требуются годы и годы, чтобы полностью открыть Тай-цзи. Вы не можете познать жизнь разом. Жизнь познается проживанием. Вероятно, вы думаете: «Когда я найду хорошего учителя, когда я прочитаю хорошую книгу, я стану очень мудрым и одолею, наконец, все трудности жизни». Если это осуществится, что будет потом? Скука. Физическое понимание движения, которое мы называем Тай-цзи, может помочь вам понимать и встречать трудности в вашей жизни, но оно не решит всех ваших проблем.
Люди узнают, что посредством занятий им они могут излечить множество психосоматических болезней. Они замечают, что могут лучше дышать и спать. Они видят какого-нибудь учителя и удивлены и счастливы, если слышат, что ему уже девяносто, хотя он выглядит как шестидесятилетний. А это вообще не имеет значения. Это лишь польза, которая проявляется между делом. Если учитель хорош в Тай-цзи и молодо выглядит, это не имеет никакого отношения к тебе. Суть Тай-цзи в действительности заключается в том, чтобы помочь тебе довериться твоему собственному ощущению потенциального роста, творческому процессу быть самим собой. Тай-цзи помогает тебе быть самим собой и позволяет чувствовать то удивление и постоянную радость от изменений, происходящих в тебе. Тай-цзи - это дисциплина, в которую вы можете быть вовлечены как личность, как человеческое существо, и которой вы можете заниматься, и она окажется вам полезной.
Несколько дней назад ко мне подошел один человек, который наблюдал за нами около часа во время занятий, и сказал: « Смотреть на вас доставляет мне удовольствие. Все ваши движения напоминают мне диких зверей. У вас одинаковый род свободы, равновесия и ритм. Но позвоночник натренированной охотничьей собаки выглядит по-другому». Я ответил: «Конечно. Охотничьих собак тренируют для выполнения определенной цели, а именно бегать как можно быстрее. Надеюсь, что мы не станем охотничьими собаками». В Тай-цзи мы не тренируем однобоко наши тела для достижения какой-то специфической цели. Ведь тогда тело выглядит именно натренированным и ограниченным, как результат тяжелой работы для достижения определенной цели, и тогда оно станет отражением ваших абстрактных представлений о том, чем вы хотите быть. Вначале я подвергался опасности быть натренированным как охотничья собака, потому что хотел быть лучшим в школе Тай-цзи Цуань, к которой я принадлежал. Каждый из нас, вероятно, имеет амбиции и желание иметь самого лучшего Мастера, самого лучшего учителя. Но в действительности вы учитесь не от Мастера; вы учитесь у своего тела, по мере своей практики. Я никогда не обучаю форме в точности так, как она была передана мне, потому что после стольких лет практики я не помню в точности требования Мастера к моим первым движениям. Когда вы по-настоящему глубоко постигаете Тай-цзи, оно становится вашим собственным творением. Первый учитель создал Тай-цзи из просветления своей собственной природы, из осознавания своего тела. Он учился у мудрости своего тела и из своего отождествления с природой. И развил этот чудесный ход движений. Я бы назвал его чистым движением, потому что оно не обременено внешним знанием, надеждами и ожиданиями других. Тай-цзи в его самой лучшей и чистой форме почти невидимо - так мало видимо, так мало, что его исключительностью не восторгаются. И оно столь неуловимое, что не за что ухватиться - оно не обладает вымуштрованной, мертвой структурой. Вы просто не знаете, где вы. Единственный путь отыскать, где вы находитесь, состоит в том, чтобы погрузиться в середину и научиться через собственное деяние. Вы не можете научиться слишком многому только от красивых мыслей. Все это знание приходит извне и не может действительно помочь вам. Я хочу, чтобы вы, докапываясь до сути движений Тай-цзи, воспринимали их не как некий чужеродный продукт, а как нечто, что сродни вашему человеческому телу. У нас у всех по две руки, две ноги и позвоночник. Наши размеры могут быть различными, но в основе своей связи между ними и согласованность аналогичны. Проблема состоит в том, что мы не так свободны, искренни, естественны, как когда мы родились. Мы не дышим как новорожденные, мы не двигаемся больше как дикие животные, как присуще было бы больше человеку-зверю. Мы одомашнены. К нам уже прилипло слишком много смирительных рубашек, которые нам приходится носить. На нашем теле слишком много шнурков, булавок, складок [узлов]. Поэтому мы проходим через процесс отучивания. Речь идет не о том, чтобы выучить больше. Если вы здесь с целью, чтобы учить больше, вам надлежит переориентироваться, чтобы чувствовать, что вы учите меньше. О форме и ее преподавании. Это все касается и совершенно не касается того, что мы называем Тай-цзи Цуань, которое в виде формы становится достижением. Вы можете выучить последовательность движений, так как вашему телу и уму знаком этот поток, и вы можете повторять и дублировать этот конкретный рисунок. Но это нечто другое, чем Тай-цзи.
Я использую форму, чтобы наглядно и физически продемонстрировать поток Тай-цзи, но наша цель состоит не только лишь в том, чтобы изучать этот прекрасный язык движений. Этот ход был создан даосом, который был очень просветленным человеком. Но мне бы хотелось, чтобы вы учились воплощать свое собственное Тай-цзи. Если вы поистине понимаете Тай-цзи, вы будете в состоянии в любой момент заново создавать Тай-цзи Цуань.
Занимайтесь Тай-цзи Цуань в вашей собственной манере, и со временем оно будет выглядеть как Тай-цзи Цуань, развитое первым учителем Тай-цзи и переданное нам. Даже эта самая форма, которую мы все учим, имеет много вариаций. К сожалению, каждый учитель, когда начинает преподавать, использует метод своего учителя, как он его помнит, вместо того, чтобы делиться с вами своим собственным переживанием, которое проявляется в нем в данный момент. Другая проблема заключается в том, что учитель, вероятно, пробует научить вас тому, что он может выполнять сейчас как результат многих лет занятий, вместо того чтобы разворачивать перед вами весь процесс, который может постепенно привести вас к подобному результату.
Если вы познали Тай Цзи… Если вы действительно познали [постигли] Тай-цзи, оно исходит из тела настолько естественно, что это выглядит так, как будто бы вы только что изобрели его на месте. Вы начинаете и заканчиваете, не замечая, что вы это сделали. Если за вами кто-либо наблюдает, они тоже не замечают, что вы это сделали. Требуются годы занятий, чтобы достичь этого. Сиюминутных достижений не существует. Настоящая дисциплина - это нечто, с чем вы живете и что становится непрерывным процессом, способом бытия. Изменения, покой в движении и терпение. По большей части мы хотим не изменяться. Мы верим, что можем найти нечто приятное и надежное, и за него хотим ухватиться. Мы забываем, что что-то постоянное может строиться только на основе перемен. Мир изменяется постоянно, и, если вы захотите удержать миг, вы проиграете. Но если вы следуете изменяющемуся моменту, вы добиваетесь стабильного движения. Вы идете в ногу с происходящим; вы несете это ощущение стабильности в своем движущемся Я. Вы одновременно переживаете движение и покой. Если вы используете это представление в вашем повседневном мышлении и в восприятии вашего существования, только тогда оно может помочь вам. Тай-цзи - это философия, начинающаяся с полного незнания, с основополагающего раскрепощения от того, что вы поддаетесь. Это может начаться с того, что вы сидите здесь и не пытаетесь напряженно слушать меня и запоминать. Если невежество не причиняет вам неудобств, вы ощутите вкус неведомого намного быстрее и без напряжений.
Чувствование энергии. На занятиях айкидо в последнюю пятницу тренировали касание и восприятие через кисти рук. Пробовали почувствовать энергию, исходящую из ладоней. Иногда вы чувствуете это, иногда нет, а иногда вам кажется, что чувствуете, но во всяком случае это прекрасная сила воображения, которая помогает вам почувствовать энергию толкающих рук. Если вы будете это проделывать, когда толкаете, то при этом не выйдет застывший, мертвый жест. Иногда на занятиях у вас появляется слабое чувство покалывания, как будто что-то выходит из ваших ладоней. Когда вы толкаете, не позволяйте энергии останавливаться. Она никогда не останавливается. Она течет вверх, или вниз, или сторону и возвращается назад по округлой траектории.
Встаньте у стены и давите на нее. Как вы используете свою энергию? Чем глубже вы опускаетесь в основание, тем лучше. Найдите позу, из которой вы сможете нажимать с максимальной энергией из Дань-тянь. Если вы сейчас почувствовали полное сопротивление стены, не расточайте энергию, а оттяните свои кисти рук назад и вберите ее обратно в себя. Не теряйте ее. Если бы вы были сильны как Самсон, стена бы упала. И если так случится, не падайте вперед; сохраняйте и поддерживайте энергию в то время, когда вы возвращаете ее в свой центр. Следите, чтобы ваша спина оставалась прямой, чтобы возвращающаяся энергия могла течь в Дань-тянь прямо через позвоночник, где накапливается Ци. Если вы сжимаетесь, локоть идет вовнутрь и опускается вниз — можете ли вы чувствовать это? Не нажимайте с такой силой, которая может привести к закостенению и невозможности обратного хода.
Цзы-Жань – «Я-таковость». Одна из моих знакомых долгие годы занималась дзюдо. Она ожидала случая применить его, но долгое время никто не пытался напасть на нее. И вот однажды кто-то схватил ее в парке - и она стала отбиваться сумочкой. А потом ей пришло на ум: «О! Что произошло с моим дзюдо?» Она, должно быть, занималась дзюдо как чем-то оторванным от действительности.
Белый журавль В Тай-цзи много метафор с природой, и некоторое количество мотивов имеет названия от животных. Один мотив называется « Белый журавль раскрывает крылья». Когда мы тренируем это движение, мы не пытаемся подражать внешнему облику журавля, а скорее добиваемся ощущения, которое должно испытываться во время полета. Если ты птица, то у тебя есть концентрированный центр тяжести, и игра крыльев с пространством становится очень важной.
Есть история об известном учителе Тай-цзи, который развил в своем теле очень высокую степень мгновенной податливости. Маленькая птица, которая сидела на его руке, не могла взлететь из-за полного отсутствия сопротивления в его руке. Птица не могла собрать достаточно ответного давления ладони, чтобы взлететь. Одновременно учитель Тай-цзи учился у нее и отождествлял себя с ее приготовлениями к полету. Он опустился вниз, когда птица надавила на его ладонь, и он ощутил в своем теле то же, что и птица, готовая к полету.
Если вы действительно приобретете это чувство всесторонней готовности, ваше движение будет живым; вы позволите вашим рукам вращаться не только как крыльям ветряной мельницы. Это движение вперед затем закручивается в обратную сторону, переходя в следующий мотив, который в самом существенном состоит из натяжения лука и стрелы, выпускаемой вперед, когда вы идете назад.
Одна из самых лучших возможностей соединения вашего тела в единое целое - это Туй-шоу, что означает «толкающие руки». Встаньте попарно друг против друга и поставьте вашу правую стопу на один шаг впереди. Мягко касайтесь вашими правыми лучезапястными суставами и начните двигать ваши кисти по маленькому горизонтальному кругу против часовой стрелки. В этом первом, основополагающем опыте Туй-шоу вы используете вашу руку для расширения полуокружности и затем используете возвращение кисти для того, чтобы связать энергию вашего тела с энергией вашего партнера.
Опыт Сань-шоу. Если вы по-настоящему хорошо делаете Туй-шоу, вы достигаете стадии, в которой форма полностью исчезает. Со временем вы можете достичь стадии, которую мы называем «Сань-шоу», что означает «свободно распространяющаяся кисть». Это очень свободная, чистая форма - вид импровизации раскрытости, которая происходит, когда все ясно, на своих местах и сцентрировано. Тогда это просветленное состояние Тай-цзи отражается во всем, что вы делаете.
Я вкусил опыт Сань-шоу, когда был на Тайване три года тому назад. Мне удалось получить доступ в одно из старейших обществ Тай-цзи. Когда старые мастера занимались Туй-шоу, я был поражен их непринужденной беседой: «Как жена? Как семья? Как обстоит дело с бизнесом?» Их движения были очень сложными и много в себя включающими. Когда я наконец был приглашен позаниматься с ними, я очень стремился показать все самое лучшее. Я слишком напряженно пытался стать частью их движения и не мог найти контакт. Я слишком пытался отыскать, что от меня требуется, и впал в панику. Они были очень довольны, видя, что я совсем растерялся. Наконец, я отказался от всех попыток и отдался потоку, и поток подхватил меня! Я никогда не забуду добрые улыбки на старых лицах, когда они увидели, что мне это удалось. Даос Ле-цзы великолепно описывает это ощущение. После десяти лет занятий медитацией и движением он возвращается домой и чувствует себя как старый высохший лист, опавший с дерева и кружащийся на ветру. Он парит в воздухе и не знает, то ли ветер скачет на нем, то ли он на ветре.
Назад в раздел |