Даосизм. Истоки и принципы.
Зарождение даосизма.
Жил в Китае, где-то в четвёртом веке до нашей эры, один человек. Жил не тужил. Достиг даже со временем определённого положения в обществе, удостоившись приставки Цзы к своему новому имени. В Китае так издавна называли больших учителей, людей мудрых, дальновидных. Называли его - Чжуан Цзы.
Таинственное Дао. Название даосизм складывается от понятия Дао, появившегося значительно раньше рождения Чжуан Цзы. Людей же, которые следовали Дао, издавна называли в Китае даосы, так и повелось – даосизм.
Принципы даосизма. Сама психопрактика даосизма базируется на этих принципах – принципах неопределяемости, необъяснимости явлений, сути событий.
Естественность…
Естественность, при этом, понималась как воплощение всеобщих, универсальных законов организации и функционирования мира, единых для всей природы, для всего мироздания. Стать естественным – означало осуществить слияние человека с «истинной сущностью» самого человека, слиться с универсальной основой всего сущего (всех вещей и явлений), слиться, таким образом, с самим Дао.
Не-деяние и опустошенность сознания. Любое действие человека, любой поступок, любая активность его психики, по мнению даосов, определяется (и потому ограничивается) его сознанием. В условия тотального контроля сознания любая наша активность неизбежно ведёт к напряжению и насилию. Сознание запрограммировано на появление чувства, эмоции, желания, стремления. Всё это не благоприятствует жизни человека, а напротив искажает и ухудшает её, создавая всё новые и новые трудности и проблемы.Противопоставлялась этому практика не-деяния, которая не могла осуществляться с помощью осознанных и искусственных психических усилий. Подобное состояние достигалось лишь при спонтанном откровении естественной, самопроизвольной активности нашего сознания. Не-деяние – становится практикой постижения своей Истинной природы, что было основной целью и главным методом (путём) даоссой психопрактики. Стараясь избавится от страстей, желаний, стремлений достичь что-либо, даосы пытались таким образом восстанавливать естественность и бесстрастность нашей активности, заново обретая её в покое. Необходимо избавиться от личных стремлений, обнаружив в глубинах своего существования самопроизвольное (спонтанное) движение безличного Дао. Важно, научиться полностью подчиняться ему, следовать его объективным и универсальным закономерностям. Так преодолевается зависимость от индивидуального. Так индивидуальное погружается во всеобщее, сливается с ним становясь с ним единым, общим целым. Становясь Дао. Это будет состояние свободного и спонтанного взаимопроникновения и единения не только между людьми, но и между всеми мирами. Не-деяние как способ действия. Конечно, не-деяние это не отсутствие какой-либо активности. Напротив, не-деяние самый естественный и полноценный творческий процесс. Самое совершенное и целостное действие, осуществляющееся в особом, специфическом режиме "деяния-через-не-деяние".
Чистое сознание. Говоря об объекте и субъекте, деянии и не-деянии, необходимо помнить, что все эти явления полюса одной сущности. Лишь загрязнённое эмоциями и желаниями сознание заставляет психику отличать их друг от друга, разъединяя и противопоставляя. В чистом же сознании отсутствуют разделения и противопоставления, не существует оппозиций. Чистое состояние сознания ликвидирует психический разрыв (противопоставления) между интуитивным схватыванием ситуации во всей её целостности и спонтанной реакцией на её проявление. Так ликвидируются два обособленных независимых друг от друга, действия - восприятие и реакция. В чистом сознании они возвращаются в своё изначальное единство, сливаясь в одно (общее) действие. Цель даоской психопрактики. Целью даоской практики было не получение крепости и твёрдости сознания, а приобретение свежести, непосредственности реакции, спонтанности всех внешних и внутренних проявлений. Лишённая энергетических импульсов, загрязнённой активности сознания, психика успокаивается сама собой, растворяясь в окружающей действительности, сливаясь с универсальной первоосновой всего сущего, которая и является истинной природой человека.Главной задачей даоской психопрактики, завершающей процесс самосовершенствования было достижение Великого предела (смотри статью ИНЬ - ЯН).
Основными текстами даосизма признаются: И Цзин, Дао Дэ Цзин, Чжуан Цзы, Ле Цзы. Назад в раздел |