Войти

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Даосизм. Истоки и принципы.



Зарождение даосизма.
Чжуан Цзы и конфуцианство.

              Жил в Китае, где-то в четвёртом веке до нашей эры, один человек. Жил не тужил. Достиг даже со временем определённого положения в обществе, удостоившись приставки Цзы к своему новому имени. В Китае так издавна называли больших учителей, людей мудрых, дальновидных. Называли его - Чжуан Цзы.
Время то было не спокойное. Время было больших культурных и политических потрясений. Бурно развивалась психокультура древнего общества, уже во всю заявило о себе конфуцианство, претендующее на лидерство всех дальневосточной культуры.
Как известно, в Индии в те времена, все постоянно оглядывались на Веды. В Китае также вся культурная мысль восходила из Пятикнижия (пяти изначальных книг). Любая доктрина расцветающая в долинах Жёлтой реки, становилась новым, упрощённым толкование старой китайской мудрости, в которой все они объединялись, а иногда и примерялись.
Жил наш Чжуан Цзы спокойно и благочинно, занимаясь толкованием Пятикнижия.  Никого, не трогая, ничего особенного, до времени, не придумывая. Но вот только жил он во времена больших полемических споров. Конфуцианство захватывало территорию, постепенно изживая всё чуждое ему и соответственно встречая подобный отпор. Не мог принять Конфуция и Чжуан Цзы,  воспринимавший конфуцианство как жёсткую и агрессивную систему насилия и подавления психики человека. Именно в его полемике с конфуцианством и рождается новое течение – даосизм. Рождается как ответ конфуцианству, неправильно (извращённо), по мнению Чжуан Цзы понимающему Пятикнижие.

Таинственное Дао.

             Название даосизм складывается от понятия Дао, появившегося значительно раньше рождения Чжуан Цзы. Людей же, которые следовали Дао, издавна называли в Китае даосы, так и повелось – даосизм.
Одной из основных тем, китайской мысли в давние времена, была попытка объяснить природу Дао. Здесь даосы стали самыми радикальными, сразу введя в свою систему постулат об неопределяемости, необъяснимости этого понятия.
Дао постоянно в движении. Его невозможно заметить, невозможно схватить, невозможно объяснить. Пытаясь объяснить или просто обозначить Дао, ты на самом деле объясняешь не Дао, а только свои представления о нём, так примерно считали первые даосы. Дао ежемгновенно и непрестанно изменяется. Дао всегда в движении, изменяя себе и себя, теряя себя в мире конечного и преходящего (в нашем мире).
Иногда под понятием Дао подразумевали Высшую мудрость, иногда Высшее знание или другие компоненты человеческого развития, даосы же напрочь отвергали любые определения. Есть вещи, говорили они, которые принципиально невозможно определить, обозначить.
И делалось это не только для поддержания схоластических споров, но и для выражения самого принципа Дао. Потому, что Дао невозможно постичь, о нём невозможно узнать. Дао всё и одновременно - ничего. Оно есть и его - нет!

Принципы даосизма.

Сама психопрактика даосизма базируется на этих принципах – принципах неопределяемости, необъяснимости явлений, сути событий.
В основу учения были положены принципы естественности, не-деяния, опустошения сознания и бесстрастности.

Естественность…
 или главная проблема психики.

         Естественность, при этом, понималась как воплощение всеобщих, универсальных законов организации и функционирования мира, единых для всей природы, для всего мироздания. Стать естественным – означало осуществить слияние человека с «истинной сущностью» самого человека, слиться с универсальной основой всего сущего (всех вещей и явлений), слиться, таким образом, с самим Дао.
Главной проблемой психики, даосы считали нашу привязанность к индивидуальному, которое они понимали не только как средство самоконтроля, но и как средство социального контроля. Именно здесь, считали они, в жизнь человека входит насилие, когда ему навязывается то чуждое, что загрязняет истинную, первородную природу человека. Индивидуальность становится условностью, закрепощающей и пленяющей человека. Даосизм же выступал против любого насилия и даже привязанность к индивидуальному рекомендовал изменять ненасильственными методами. А в качестве естественного и спонтанного метода предлагалась практика не-деяния.

Не-деяние и опустошенность сознания.

  Любое действие человека, любой поступок, любая активность его психики, по мнению даосов, определяется (и потому ограничивается) его сознанием. В условия тотального контроля сознания любая наша активность неизбежно ведёт к напряжению и насилию. Сознание запрограммировано на появление чувства, эмоции, желания, стремления. Всё это не благоприятствует жизни человека, а напротив искажает и ухудшает её, создавая всё новые и новые трудности и проблемы.
Противопоставлялась этому практика не-деяния, которая не могла осуществляться с помощью осознанных и искусственных психических усилий. Подобное состояние достигалось лишь при спонтанном откровении естественной, самопроизвольной активности нашего сознания.
Не-деяние – становится практикой постижения своей Истинной природы, что было основной целью и главным методом (путём) даоссой психопрактики. Стараясь избавится от страстей, желаний, стремлений достичь что-либо, даосы пытались таким образом восстанавливать естественность и бесстрастность нашей активности, заново обретая её в покое.
Необходимо избавиться от личных стремлений, обнаружив в глубинах своего существования самопроизвольное (спонтанное) движение безличного Дао. Важно, научиться полностью подчиняться ему, следовать его объективным и универсальным закономерностям. Так преодолевается зависимость от индивидуального. Так индивидуальное погружается во всеобщее, сливается с ним становясь с ним единым, общим целым. Становясь Дао. Это будет состояние свободного и спонтанного взаимопроникновения и единения не только между людьми, но и между всеми мирами.

Не-деяние как способ действия.

     Конечно, не-деяние это не отсутствие какой-либо активности. Напротив, не-деяние самый естественный и полноценный творческий процесс. Самое совершенное и целостное действие, осуществляющееся в особом, специфическом режиме "деяния-через-не-деяние".
Так возникает практика психической саморегуляции сознания, культивирующая покой в движении. Максимальное сосредотачиваясь на покое, на бесстрастности, отчуждая себя от активности психики, человек становясь как бы наблюдателем за ней, а не участником происходящих событий.
 Освобождение от ограничивающих действие эмоций - непременное условие постижения всего сущего. Практика не-деяния через естественную спонтанность помогает реализовать истинную природу любого движения. Но методы вхождения в Единство не должны быть искусственными и насильственными. Любая попытка привнести в психическую деятельность чуждое ей действие лишь обозначит деяние, выделив самые отрицательные его стороны.
 Достижение покоя в движении не означает его прекращение. Пассивность в практике психорегуляции понимается как активный творческий процесс, как состояние полноценной, гармоничной деятельности. Не избегая движения, даосы, стараются сохранять при нём полный покой, свободного и раскрепощённого действия. Изменение специфики движения осуществляется не с помощью осознанных и искусственных усилий. Не-деяние осуществляется, когда самостоятельно пробуждающаяся спонтанность и естественность сознания неожиданным, внезапным, мгновенным порывом саморегуляции реализует тем самым, своё постоянное стремление к обретению истинной природы.

Чистое сознание.

     Говоря об объекте и субъекте, деянии и не-деянии, необходимо помнить, что все эти явления полюса одной сущности. Лишь загрязнённое эмоциями и желаниями сознание заставляет психику отличать их друг от друга, разъединяя и противопоставляя. В чистом же сознании отсутствуют разделения и противопоставления, не существует оппозиций. Чистое состояние сознания ликвидирует психический разрыв (противопоставления) между интуитивным схватыванием ситуации во всей её целостности и спонтанной реакцией на её проявление. Так ликвидируются два обособленных независимых друг от друга, действия - восприятие и реакция. В чистом сознании они возвращаются в своё изначальное единство, сливаясь в одно (общее) действие.

Цель даоской психопрактики.

     Целью даоской практики было не получение крепости и твёрдости сознания, а приобретение свежести, непосредственности реакции, спонтанности всех внешних и внутренних проявлений. Лишённая энергетических импульсов, загрязнённой активности сознания, психика успокаивается сама собой, растворяясь в окружающей действительности, сливаясь с универсальной первоосновой всего сущего, которая и является истинной природой человека.
 Главной задачей даоской психопрактики, завершающей процесс самосовершенствования было достижение Великого предела (смотри статью ИНЬ - ЯН).

 

    Основными текстами даосизма признаются: И Цзин, Дао Дэ Цзин, Чжуан Цзы, Ле Цзы.



Назад в раздел