Войти

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Румата о Инь и Ян в боевом искусстве



Основой боевого искусства называют практику простоты и естественности, обозначая тем самым специфику и особенность выполняемых действий.  Простота определяет отношение человека к совершаемому движению, а естественность позволяет достичь поставленной цели, не разрушая, при этом, гармонию видимого и невидимого миров. Сохраняя  и развивая подобное равновесие, человек подвергает трансформации энергию движения внешних и внутренних стихий (сил).

Воспринимая особенности принципов движения и изменения, сохранения и избавления, приобретения и расставания, ученик открывает тем самым для себя доступ в мир единства противоположностей. Проникая в беспредельность действия и покоя, в мир непрестанного движения, человек рождается как мастер, созданный для новой жизни, для новых целей и задач.
Соединение с силами природы требует вхождения (восприятия) в поток их изменений. Необходимо почувствовать (ощутить) своё единство с системой взаимозаменяемости (и взаимозависимости) пиков и спадов каждого положения и состояния непрекращающегося движения всех основных сил и энергий бытия.
     -----
В каждом движении выдели Великий предел явления и изменения. Входя в вечный конфликт двух основных, взаимозависимых природных стихий, не противоборствуй природе. Пусть в твоём движении окрепнет их союз, объединённых в единство твоим намерением и действием.
     -----
Наиболее громко и убедительно в своём безмолвии единство и противоположность двух стихий мироздания выражает даосская традиция, своими представлениями о сущности энергии движения природы. Архетипы боевого сознания и мировосприятия, отражающиеся в каждом действии, наиболее полно представлены в концепции "Инь-Ян", определяющей единство двух сил, взаимодополняющих и объясняющих друг друга во всём комплексе явлений и изменений этого мира.
      -----
Универсальность концепции Инб – Ян, заключена в том, что существование одной обуславливается существованием другой. Одна тенденция всегда в потенциале содержит другую. Идеальным вариантом всякого развития провозглашается нахождение и поддержание оптимального баланса между полярными тенденциями, когда ни одна из них не может подавить другую, и они уравновешивают друг друга, не позволяя противоположной тенденции, перерасти в свою крайность.
      -----
Состояние воина в бою никогда не бывает статичный. Напряжение сменяется расслаблением. Сила противостоит слабости. Слабость постоянно находится в поиске усиления. Движение входит в противодвижение, рождая гармонию противоположностей. Характерной особенностью постоянного движения (изменения) стихий является система взаимозаменяемости (взаимозависимости) пиков и спадов различных состояний тела и сознания.
Боевое мастерство достигается лишь при овладении этой системой, при одновременном сохранении (соблюдении) контроля и произвольности каждого изменения. Важно быть сильным не только в физической мощи, но и во владении своим телом. Хорошо быть пластичным, но необходима ещё и непредсказуемость, свобода от любой (пускай самой лучшей) условности. А для того, чтобы мозг был не только пластичен, но и свободен за физическим расслаблением должно, обязательно следовать расслабление психическое и наоборот.
     -----
Для достижения подобного состояния необходимо развивать в себе такие качества как, уравновешенность и невозмутимость, осваивая одновременно принцип бездеятельности, бездумности мозга (мышления). Но бездумный мозг, это не абсолютная пустота мышления, в котором отсутствуют все эмоции, а всего лишь спокойное, уравновешенное состояние мозга. Уравновешенность и спокойствие конечно важны, однако основной составной частью концепции «Бездумности мозга» является принцип «Отсутствия фиксации внимания». Боевое искусство развивает мозг, который становится подобным зеркалу, ни на чём, не фиксируя свой внутренний взор. Он ничему не противиться. Он всё принимает, но не удерживает в себе, при себе.
Пусть мозг думает о том, о чём желает, оставаясь свободным от волевого вмешательства в его деятельность регулирующих установок сознания. Любое постороннее усилие, даже направленное на поддержание основного движения, ослабевает, ограничивает его. Пусть всё происходящее воспринимается как бы само по себе, не ограничиваясь намерением, желанием и дополнительными (лишними) движениями. «Бездумность мозга» необходимо использовать так же как используется зрение. Ведь при зрительном восприятии, при рассматривании простого объекта, мы не прикладываем дополнительных усилий для улучшения концентрации внимания. Глубокая сосредоточенность на выполняемом фрагменте движения ограничивает внимание человека условиями и формами действия. Отсутствие же строгой привязанности к чему-либо позволяет мгновенно реагировать на любые виды изменений, на то, что происходит в данный момент в данном месте, в данном временном отрезке.
Наблюдая событие, движение как бы не наблюдай его. Пусть психика действует спонтанно (самостоятельно, независимо), исходя из глубин природы человека, ни на чём, не задерживаясь, ни чего не выделяя. Будь спокоен, прост и невозмутим как чистота. Не пытайся поймать, остановить, выделить. Просто следуй за движением противника. Не препятствуй ему. Пусть он движется спокойно и уверенно, не ощущая твоего противления. Не жди нападения, не пытайся поймать его взглядом, мозгом, мыслью. При твоём напряжении, оно всегда будет внезапным и неожиданным для ограниченной движением психики человека.
Следуя за движениями противника, откажись от всего своего, от всего точного и зависимого, стараясь сохранять мозг свободным и всегда готовым к движению, для возможного его включения в любую критическую фазу завершающего поединок действия. Освободи его от интеллектуального и психического напряжения, выбирая пластичную, мягкую, приспосабливающуюся манеру поведения в бою. Пусть в твоих движениях и действиях отсутствует заданность, предсказуемость, что позволит действовать свободно, раскованно и спонтанно. Любая форма или модель напротив сковывает движение, лишая его ценности и значимости. Форма не способствует освобождению действия, ограничивая как внешнее, так и внутреннее движение человека, а любая конечность мысли нарушит стройность защиты, открыв её для нападения противника.
     -----
Началом движения и покоя даоссы называют беспредельность, считающуюся основателем "Инь" и "Ян", всех жизненных противоречий и противоположностей. В понимании даосизма движение и покой являются выражением единого, общего целого, выраженного в универсальных значениях и символах. Принцип Инь выражает: мягкость, гибкость, пассивность, уступчивость, женственность. А также холод, ночь, тьму, луну, отождествляющихся с жизнью и способностью выживать. Уступчивость, способность поступать чем-то, во имя преодоления неприятностей (как способ пассивного противостояния), считается в даосизме одним из условий преодоления проблемы.
В противовес отрицательному Инь, принцип Ян, отождествляется с твёрдостью, решительностью, активностью и непреклонностью. "Ян" это положительное мужское начало, символизирующее день, свет, тепло, солнце. Но, несмотря на явные противоположности Инь и Ян не являются противостоящими стихиями (силами). Скорее они взаимоопределяют и дополняют друг друга, находясь в тесном и неразрывном единстве, сочетающимися в каждом элементе движения и времени.
     -----
В основе концепции Великого предела лежит предположение об отсутствии в мире вещей неизменных, постоянных, статичных. В вечном потоке движения времени жизни отсутствует то, что в итоге (не может) не могло бы измениться, стать другим. Подтверждается подобное предельной активностью самых разнообразных стихий, постоянно готовых к изменению, к перемене. Так достигая своей наивысшей точки, активность (Ян) переходит в пассивность (Инь). Жёсткое (Ян) становится мягким (Инь), а твёрдое (Ян) становится гибким (Инь). С другой стороны, Инь при развитии, достигая крайности, неизбежно погибает, переходя в Ян. Активность, таким образом, проявляется как следствие пассивности и наоборот.
      -----
 Учись разделять Инь и Ян. В движении обе стихии самостоятельны, в покое сливаются в единое целое. Сильное -  слабое, жёсткое - мягкое, быстрое - медленное являются проявлениями принципа Ян - Инь, восходящего к универсальности любого изменения. Любое движение тела неизменно сочетает в себе как принцип мягкости, так и твёрдости, наполняющих и определяющих его ценность и значимость.
Без подобного сочетания не может существовать боевое мастерство, рождающееся в основаниях беспредельности. В момент выброса силы, тело становится твёрдым. Во время передвижений оно должно быть гибким, ловким и подвижным. Таким образом, и рождается противостояние силы слабости. Но это соперничество не преодолевается за счёт увеличения количества движения. Скорее можно говорить о его качестве. Сочетая покой и движение, силе нужно противостоять податливостью и мягкостью. Поэтому жёсткие, мощные движения совмещай (объединяй) с гибкими, мягкими уходами. Резкие остановки  объединяй с внезапными рывками вперёд. Уклоны вправо с уклонами влево. Хитрость с прямотой.
      -----
 Левое вращение производит Ян, правый поворот - Инь. Одновременная циркуляция левого и правого вращения является функцией Великого изменения. Когда Ян оказывается там, где должно быть Инь, а Инь там, где должно быть Ян, тогда верхний предел соединяется с нижним и наоборот. Ян легко переходит в Инь, а Инь легко вступает в Ян. Энергия становится подвижной. Энергия бурлит, вырывается. Она легко выходит и вовремя возвращается, действуя просто и естественно.
 Все изменения имеют средоточение, которые становящиеся центром оси, на котором происходят все вращение вправо и повороты влево, все выходы и возвращения, расширения и сокращения. Эти средоточения являются центром переходов (изменений) и взаимных трансформаций Инь и Ян, корнями всех способностей человека.
В единстве с переносом веса тела (вдох - Ян, выдох - Инь) осуществляется и дыхательный процесс. Вдох сочетается с уходом назад, выдох при движении вперёд и вниз. При вдохе энергия собирается и аккумулируется в месте её сосредоточения, от куда позднее направляется (при содействии выдоха) в место поражения, в пределы твоего воздействия.
      ----- 
Избегай лишних движений. Не оставляй действия незавершёнными. Не делай слишком многого или слишком мало. Не допускай противоречий, разделений и перерывов. Пусть противник не успевает за быстротой твоих переходов от Инь к Ян и от Ян к Инь. Когда он нападает, пусть дистанционное расстояние кажется ему бесконечно далёким, когда отступает - неумолимо коротким. Переноси вес тела плавно с одной ноги на другую (Ян нагрузка, Инь её отсутствие).
 Применение принципа «Инь-Ян», зависит от сохранения гармоничного равновесия с внешними и внутренними потоками энергии (силы). Достижению подобного относительного единства способствует спонтанность внешних проявлений реакции, позволяющая делать только то, что в данной ситуации является естественным, единственно важным и самым необходимым. Оставаясь всегда спокойным и расслабленным, ты тем самым создаёшь условия для объединения с движением противника, для гармоничного соединения с любой внешней силой, с любым внешним движением.
     -----
Когда, А действует силой (Ян) против Б; Б не должен сопротивляться А, так же используя силу (Ян). Не должен использовать Ян против Ян, действуя через Инь. Ответить А мягкостью (Инь), сопроводить его в направлении собственной силы (усилия), означает -  ответить Инь на Ян. Когда сила А достигнет своей экстремальной точки, то из Ян она перейдёт в Инь, и тогда Б сможет с лёгкостью воспользоваться этим.
Б, найдя, таким образом, брешь в защите А сможет контратаковать всей своей силой, то есть Ян. Следуя подобному принципу, весь процесс движения будет протекать свободно, без какого-либо напряжения и пресечения. Б станет естественным, быстрым и эффективным, гармонично подстраивая свои движения под действия А, практически без сопротивления с собственной стороны.
     -----
Манера ведения боевого противостояния, основанная на невмешательстве в явление, во все изменения, происходящие в природе, основана на умении, забывать о себе, на способности отказываться от личных интересов и притязаний. Достигая подобного состояния, воин получает возможность свободно следовать за движениями противника (силы).
Не действуй (не проявляй действие) первым. Реагируй лишь на внешнее движение в соответствии с ситуацией и своими возможностями. Вступая в контакт с противником, избегай полной фронтальной позиции по отношению к направлению его силы. Будучи атакован, не преграждай ей (силе) путь. Оставайся в настолько плотном соприкосновении с ней, насколько это необходимо, чтобы контролировать направление действия противника. "Ветки могучего дерева ломаются под массой лежащего на них снега, в то время как простой тростник, более слабый, но более гибкий, остаётся целым и невредимым".
Расслабься и успокойся. Забудь о себе. Следуй только за движениями противника. Освободи мозг от эмоций и желаний. Позволь ему производить все контратакующие движения без ограничивающих их эмоциональных колебаний и интеллектуальных сомнений. Осваивай искусство расслабления в любой фазе боя, движения. Следуй только естественному ходу вещей, не вмешиваясь в него. Так ты сохранишь внутреннюю чистоту и свободу, необходимую в любом боевом противостоянии. Никогда не противопоставляй себя миру. Никогда не встречай свои проблемы лоб в лоб, но всегда контролируй их, двигаясь в тесном соприкосновении с ними.
      -----
 Предоставь свободу своей психики. Пусть она движется в том направлении, в каком желает, подчиняясь лишь принципам "Расслабления" и "Мягкости". Расслабление поможет овладеть собственным телом. Мягкость выступит основным условием, необходимым для нейтрализации внешних движений, какими являются усилия противника. Расслабление и мягкость две составляющие единого целого, гармонично сочетающиеся в движении мастера. Постигая технику расслабления (искусства всегда оставаться естественным), мы обучаемся умению не сковывать себя физическим и психическими напряжением. Это не означает жизнь без чувств и эмоций. Боевое искусство напротив приучает использовать весь потенциал человека, который в обычной жизни часто выступает против него. Стремясь к развитию самоконтроля движения (действия) важно научиться следовать и доверять естественности и самодостаточности собственной природы, постоянно стремящейся к объединению с окружающим миром. Приучаясь не противиться природе, не воевать с самим собой, мы постепенно оставляем попытки (усилия) изменить себя, усовершенствовать то, что изменить невозможно, что можно лишь испортить, сломать.
      -----
 Осуществляя принцип «мягкости», ты должен достойно противостоять движениям противника, используя для этого минимум собственной энергии. Минимум силы, минимум напряжения, минимум самого себя.
      -----
Откажись от активной борьбы. Не пытайся перебороть, пересилить неприятеля. Не ограничивай себя напряжением тела и активностью психики. Пусть твоё сознание уподобиться зеркалу. Как отражение птиц в воде в нём будут проноситься эмоции и помыслы противостоящей тебе силы. Стань таким же, как вода, такой же мягкой, спокойной и естественной, как и самая обычная, простая субстанция мира. Воде невозможно повредить силой. Воду нельзя победить, но её всегда можно успокоить, укротить.



Назад в раздел