ЛАБОРАТОРИЯ ТАЙ ЦЗИ
В двух словах…
Для меня Тай Цзи – это, прежде всего боевое искусство с одной стороны, и духовная практика с другой.
Понятие "Боевое искусство" состоит из двух слов. Первое - "боевое" - говорит само за себя - это то, что имеет непосредственное участие к бою, то есть - конфликтному взаимодействию двух и более участников на уровне физических действий.
С понятием "боевой", надеюсь, понятно.
Теперь о высоком - об "искусстве". Оно тесно связано с тем, как понимали слово «кун-фу» на Востоке. Кун-фу не всегда указывает на связь с единоборством. Оно может означать просто степень мастерства (например, в чайной церемонии или любом другом виде деятельности).
|
|
Кун-фу - это предельное мастерство, это умение доведенное в нюансах до безупречности.
Это то, что завораживает зрителя.
Кун-фу – это умение выходящее за рамки обыденной жизни и понимания.
Следовательно, боевое искусство - это предельное мастерство в физическом конфликтном взаимодействии двух или более участников.
Теперь про духовную практику. Тай Цзи дает определенную модель взаимодействия с партнером, которая учит нас быть в гармонии с ним. Эту модель (если принять ее как правильную) можно практиковать не только на тренировке, но и в обыденной жизни. И не только с партнером, но и с начальником, например, или вообще с абстрактной задачей (ее тоже можно воспринять как своего партнера). Главное – быть осознанным. Все это, в конечном итоге, рождает новое отношение к Миру и к себе в Мире.
Даже боевая ситуация не должна превращать человека в безжалостную машину. Нужно стремиться сохранять человеческий облик в любых ситуациях, суть которого является ЛЮБОВЬ ко всему окружающему миру, в том числе и к агрессору. Этому и учит Тай Цзи - адекватному, но максимально мягкому взаимодействию с партнером.
Легенда № 1… или разные подходы
Эта легенда рассказывает о зарождении внутренних стилей. Она такова:
«Мастер Зан Сань Фэн долгое время изучавший кунг фу, цигун и дзен в монастыре Шаолинь, а затем продолживший свои тренировки в Пурпурном храме на горе Вуданг, увидел поединок змеи с журавлем и испытал озарение…
… озарение, послужившее формированию совершенно новых принципов отношения к боевому искусству. Зан Сань Фэн стал первым мастером отказавшимся признавать эффективность тренировок на мешках с песком. Он понял, что выигрывает поединки не тот, у кого много сильных мускул, а тот, у кого более развито внимание, восприятие. Акцент его тренировок сместился с внешнего физического аспекта на внутренний. А посему:
Тай Цзи Цуань – не стиль мускулов.
Тай Цзи Цуань – это стиль осознания.
Кстати, многие выдающиеся бойцы спортивных единоборств (осознанно или не понимая этого) одерживают свои победы именно благодаря владению того или иного принципа-правила, которые рассматриваются в Тай Цзи Цуань.
Можно месяцами «колошматить» мешок, отжиматься и приседать, добиваясь сильного удара – это один подход - внешний. А можно сначала понять принцип и уже потом начать учить свое тело. Это другой подход. Это подход Тай Цзи.
Про форму, содержание и аэробику…
|
Если вы 2 раза в неделю занимаетесь разучиванием форм – вы занимаетесь разучиванием форм, но не более того - не Тай Цзи (если Тай Цзи, всё-таки, понимать как боевое искусство). Поясню.
Есть много вариантов перевода китайского иероглифа Тай Цзи Цуань и все эти переводы – лишь отдельные грани одной пирамиды. Но если таки перевести грубо-приблизительно-просто, то звучать это будет по-русски примерно как «Путь Великого Предела» (или «Кулак Великого Предела») или просто «Великий Предел». Согласитесь – это очень далекий горизонт. О каком горизонте можно говорить при тренировках 2 раза в неделю?
Тай Цзи Цуань нельзя заниматься 2 раза в неделю – (это не аэробика).
Тай Цзи Цуань можно только практиковать. Практиковать каждый день в разных ситуациях.
Для меня Тай Цзи – это свод универсальных принципов-законов, которые одинаково хорошо действуют
|
как во взаимодействии с партнером на тренировке, так и в беседе с начальником на работе.
А форма (24-я, например, или 48-ая) – есть то, что нужно наполнить содержанием – на то она и форма.
Если вы выполняете форму, совершенно не зависимо от вас, - понимаете вы это или не понимаете, осознаете или не осознаете, хотите или не хотите – вы ее «априори» уже чем-то наполняете (это же форма!).
Вопрос «Чем?». Тем, чем надо или тем, чем не надо?
Ибо кувшин не может быть ни чем не наполнен – если он пуст – значит там воздух. :)
В таком понимании форма - есть лишь способ практики определенных принципов.
Про принципы-законы... и затрещины.
Принципы эти предельно просты. Может еще и по этой причине в переводе Тай Цзи Цуань означает «Путь Великого Предела».
Когда начинаешь заниматься, тогда начинаешь понимать смысл такого названия – в Тай Цзи всё просто – предельно просто… но как гениально!..
А принципы? – так вот они – мягкость, наполненность, округлость, центрированность, структурированность, направленность, закрытость, чуткость и т.д.
Например, всеми нами излюбленный-перелюбленный принцип нахождения в «здесь и теперь». В этом смысле Тай Цзи (в частности, парное упражнение «чи сао») дает прекрасную возможность практики этого принципа с мгновенной обратной связью – чуть зазевался – пропустил удар. Как показательно!
Потом можно (и даже нужно!) предаться долгой рефлексии по поводу того, какая мысль, эмоция, чувство «выбило» тебя из состояния плавного следования за своим партнером.
Понимание этого – того, что в тебе такое есть, что тебя «выбивает» – очень важно для прикладников. Ибо настоящий бой (а не спортивный спаринг) проигрывается от первой ошибки. Одна единственная ошибка решит: кто уйдет со щитом, а кого унесут на щите.
Тай Цзи – живой процесс исследования.
|
Группа, которую я веду, называется «Лаборатория Тай Цзи», почему "лаборатория"? Потому что, на каком бы уровне мы не работали: физическом, энергетическом или ментальном, - мы исследуем, и исследуем в первую очередь себя.
В Тай Цзи любое упражнение - это исследование.
Мы исследуем своё тело: погружаемся в свои ощущения, постепенно отодвигая границы неосознанности, обогащаемся новым опытом. Со временем как будто бы открывается новое пространство – пространство своего тела.
Мы начинаем чувствовать – «здесь я могу расслабиться, а здесь накапливается ненужное напряжение».
Если Вы, действительно, практикуете Тай Цзи, вы начинаете совершать интересные открытия относительно своей походки, осанки и т.п.
|
А может быть, в первую очередь Тай Цзи Цуань – это исследование своего внутреннего мира? Т.к. невозможно причислять себя к практикующим боевое искусство Тай Цзи Цуань, если ты не работаешь над осознаванием своих страхов, агрессии, соперничества – в общем, всех программ эгоизма. Этому надо уделять большое внимание.
Мы исследуем и, каком-то смысле, пишем свои личные диссертации на тему «Гармония внутри меня и во вне».
Оздоровление и боевое искусство.
Конечно, Тай Цзи хорошо зарекомендовал себя как оздоровительный стиль. Это бесспорно – китайские мастера говорят, что истинное боевое искусство не может не быть оздоровительным. Но нельзя забывать и о боевом аспекте. Иначе теряется искомая составляющая боевого искусства, коим в первую очередь является Тай Цзи.
Поэтому, одной из задач (и одновременно упражнением) является освоение техники свободного поединка. Это действительно так.
Не понаслышке знаю, что значит сильный удар. В Тай Цзи я пришел из силового карате. Поэтому на занятиях изучаем ударную технику – не брезгуем работой на боксерских лапах, много работаем с полом(падения, кувырки и т.д.), по лицу, случается, бьем…
| |
Боевое искусство как ни как!.. как без этого-то?
Но долю своей включенности в тот или иной эксперимент «каждый (занимающийся) выбирает для себя…». Это – обязательное условие, обеспечивающее безопасность и атмосферу исследования.
Легенда №2 или… Про чудеса.
«Однажды 3 мастера кун-фу решили показать друг другу своё искусство.
Первый мастер вышел против толпы с камнями и ни один камень не попал по нему – все они были отбиты руками. Так он показал свое искусство.
Второй мастер вышел против толпы. Полетели камни, но на некотором расстоянии от мастера они меняли траекторию и пролетали мимо. Ни один камень даже не коснулся его. Так он показал своё искусство.
Третий мастер вышел против толпы. Но ни у кого не возникло даже мысли кинуть камень. Так он показал своё искусство».
|
Легенда говорит о трёх уровнях освоения боевого искусства. Первый уровень характеризуется воздействием на физическое тело партнера или противника. Второй – на энергетическое тело (без видимого контакта). И третий – высший – на тело осознания, тело намерения.
Вот такая вот легенда – легенда, раскрывающая, по крайней мере, три горизонта, к которым можно стремиться.
Конечно, это легенда, а не установленный и зафиксированный факт. Легенда – это сказка, вымысел… возможно так.
А возможно прав тот, кто говорит: «Дыма без огня не бывает».
И действительно,- если есть многочисленные легенды и сказания о необычных способностях людей, занимавшихся восточными единоборствами, значит разумно предположить, что таковые существовали. Хотя бы предположить – и это будет достаточно для того, кто готов отправиться на собственные поиски ответа на этот вопрос.
|
Ибо «Человек не стремящийся стать больше чем человек, становится меньше, чем человек».
За потолком.
Обязательно.
Нужно.
Видеть.
Небо.