Войти

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Вводная

Контакты


ЛАБОРАТОРИЯ ТАЙ ЦЗИ

В двух словах…

Для меня Тай Цзи – это, прежде всего боевое искусство с одной стороны, и духовная практика с другой.

Понятие "Боевое искусство" состоит из двух слов. Первое - "боевое" - говорит само за себя - это то, что имеет непосредственное участие к бою, то есть - конфликтному взаимодействию двух и более участников на уровне физических действий.

С понятием  "боевой", надеюсь, понятно.

Теперь о высоком - об "искусстве". Оно тесно связано с тем, как понимали слово «кун-фу» на Востоке. Кун-фу не всегда указывает на связь с единоборством. Оно может означать просто степень мастерства (например, в чайной церемонии или любом другом виде деятельности).

Кун-фу - это предельное мастерство, это умение доведенное в нюансах до безупречности.

Это то, что завораживает зрителя. 
Кун-фу – это умение выходящее за рамки обыденной жизни и понимания.

Следовательно, боевое искусство - это предельное мастерство в физическом конфликтном взаимодействии двух или более участников.

Теперь про  духовную практику. Тай Цзи дает определенную модель взаимодействия с партнером,   которая учит нас быть в гармонии с ним.  Эту  модель (если принять ее как правильную) можно практиковать не только на тренировке, но и в обыденной жизни. И не только с партнером, но и с начальником, например, или вообще с абстрактной задачей (ее тоже можно воспринять как своего партнера). Главное – быть осознанным. Все это, в конечном итоге, рождает новое  отношение к Миру и к себе в Мире.

Даже боевая ситуация не должна превращать человека в безжалостную машину. Нужно стремиться сохранять человеческий облик в любых ситуациях, суть которого является ЛЮБОВЬ ко всему окружающему миру, в том числе и к агрессору. Этому и учит Тай Цзи - адекватному, но максимально мягкому взаимодействию с партнером.

 

 

Легенда № 1… или разные подходы 

Эта легенда рассказывает о зарождении внутренних стилей. Она такова:
«Мастер Зан Сань Фэн долгое время изучавший кунг фу, цигун и дзен в монастыре Шаолинь, а затем продолживший свои тренировки в Пурпурном храме на горе Вуданг, увидел поединок змеи с журавлем и испытал озарение…
 … озарение, послужившее формированию совершенно новых принципов отношения к боевому искусству. Зан Сань Фэн стал первым мастером отказавшимся признавать эффективность тренировок на мешках с песком. Он понял, что выигрывает поединки не тот, у кого много сильных мускул, а тот, у кого более развито внимание, восприятие. Акцент его тренировок сместился с внешнего физического аспекта на внутренний. А посему:

Тай Цзи Цуань – не стиль мускулов.
    Тай Цзи Цуань – это стиль осознания.

 Кстати, многие выдающиеся бойцы спортивных единоборств (осознанно или не понимая этого) одерживают свои победы именно благодаря владению того или иного принципа-правила, которые рассматриваются в Тай Цзи Цуань.
Можно месяцами «колошматить» мешок, отжиматься и приседать, добиваясь сильного удара – это один подход - внешний. А можно сначала понять принцип и уже потом начать учить свое тело. Это другой подход. Это подход Тай Цзи.

 

 

Про форму, содержание и аэробику…  

 

Если вы 2 раза в неделю занимаетесь разучиванием форм – вы занимаетесь разучиванием форм, но не более того - не Тай Цзи (если Тай Цзи,  всё-таки, понимать как боевое искусство). Поясню.

Есть много вариантов перевода китайского иероглифа Тай Цзи Цуань и все эти переводы – лишь отдельные грани одной пирамиды. Но если таки перевести грубо-приблизительно-просто, то звучать это будет по-русски примерно как  «Путь Великого Предела» (или «Кулак Великого Предела») или просто «Великий Предел». Согласитесь – это очень далекий горизонт. О каком горизонте можно говорить при тренировках 2 раза в неделю?

Тай Цзи Цуань нельзя заниматься 2 раза в неделю – (это  не аэробика).
Тай Цзи Цуань можно только практиковать. Практиковать каждый день в разных ситуациях.

Для меня Тай Цзи – это свод универсальных принципов-законов, которые одинаково хорошо действуют

как во взаимодействии с партнером на тренировке, так и в беседе с начальником на работе. 
 А форма (24-я, например, или 48-ая) – есть то, что нужно наполнить содержанием – на то она и форма.
Если вы выполняете форму, совершенно не зависимо от вас, - понимаете вы это или не понимаете, осознаете или не осознаете, хотите или не хотите – вы ее «априори» уже чем-то наполняете (это же форма!).

Вопрос «Чем?». Тем, чем надо или тем, чем не надо?
Ибо кувшин не может быть ни чем не наполнен – если он пуст – значит там воздух. :)

В таком понимании форма -  есть лишь способ практики определенных принципов.

Про принципы-законы... и затрещины.

Принципы эти предельно просты. Может еще и по этой причине в переводе Тай Цзи Цуань означает «Путь Великого Предела».
Когда начинаешь заниматься, тогда начинаешь понимать смысл такого названия – в Тай Цзи  всё просто – предельно просто… но как гениально!..

А принципы? – так вот они – мягкость, наполненность, округлость,  центрированность, структурированность, направленность, закрытость, чуткость и т.д.

 Например, всеми нами излюбленный-перелюбленный принцип нахождения в «здесь и теперь». В этом смысле Тай Цзи  (в частности, парное упражнение «чи сао») дает прекрасную возможность практики этого принципа с мгновенной обратной связью – чуть зазевался – пропустил удар. Как показательно!

Потом можно  (и даже нужно!) предаться долгой рефлексии по поводу того, какая мысль, эмоция, чувство «выбило» тебя из состояния плавного следования за своим партнером.

Понимание этого – того, что в тебе такое есть, что тебя «выбивает» – очень важно для прикладников. Ибо настоящий бой (а не спортивный спаринг) проигрывается от первой ошибки. Одна единственная ошибка решит: кто уйдет со щитом, а кого унесут на щите.

 

Тай Цзи – живой процесс исследования.

Группа, которую я веду, называется «Лаборатория Тай Цзи», почему "лаборатория"?  Потому что, на каком бы уровне мы не работали: физическом, энергетическом или ментальном, - мы исследуем, и исследуем в первую очередь себя.

В Тай Цзи любое упражнение - это исследование.

 Мы исследуем своё тело: погружаемся в свои ощущения, постепенно отодвигая границы неосознанности, обогащаемся новым опытом. Со временем как будто бы открывается новое пространство – пространство своего тела.

Мы начинаем чувствовать – «здесь я могу расслабиться, а здесь накапливается ненужное напряжение».
Если Вы, действительно, практикуете Тай Цзи, вы начинаете совершать интересные открытия относительно своей походки, осанки и т.п.

А может быть, в первую очередь Тай Цзи Цуань –  это исследование своего внутреннего мира? Т.к. невозможно причислять себя к практикующим боевое искусство Тай Цзи Цуань, если ты не работаешь над осознаванием своих страхов, агрессии, соперничества – в общем, всех программ эгоизма. Этому надо уделять большое внимание.
Мы исследуем и, каком-то смысле, пишем свои личные диссертации на тему «Гармония внутри меня и во вне».

 

Оздоровление и боевое искусство.

Конечно, Тай Цзи хорошо зарекомендовал себя как оздоровительный стиль. Это бесспорно – китайские мастера говорят, что истинное боевое искусство не может не быть оздоровительным. Но нельзя забывать и о боевом аспекте. Иначе теряется искомая составляющая боевого искусства, коим в первую очередь является Тай Цзи.

Поэтому, одной из задач (и одновременно упражнением) является освоение техники свободного поединка. Это действительно так.

Не понаслышке знаю, что значит сильный удар. В Тай Цзи я пришел из силового карате. Поэтому на занятиях изучаем ударную технику – не брезгуем работой на боксерских лапах, много работаем с полом(падения, кувырки и т.д.), по лицу, случается, бьем…

Боевое искусство как ни как!.. как без этого-то?

Но долю своей включенности в тот или иной эксперимент «каждый (занимающийся) выбирает для себя…». Это – обязательное условие, обеспечивающее безопасность и атмосферу исследования. 


Легенда №2 или… Про чудеса.

«Однажды 3 мастера кун-фу решили показать друг другу своё искусство.

Первый мастер вышел против толпы с камнями и ни один камень не попал по нему – все они были отбиты руками. Так он показал свое искусство.

Второй мастер вышел против толпы. Полетели камни, но на некотором расстоянии от мастера они меняли траекторию и пролетали мимо. Ни один камень даже не коснулся его. Так он показал своё искусство.

Третий мастер вышел против толпы. Но ни у кого не возникло даже мысли кинуть камень. Так он показал своё искусство».

Легенда говорит о трёх уровнях освоения боевого искусства. Первый уровень характеризуется воздействием на физическое тело партнера или противника. Второй – на энергетическое тело (без видимого контакта). И третий – высший – на тело осознания, тело намерения.

Вот такая вот легенда – легенда, раскрывающая, по крайней мере, три горизонта, к которым можно стремиться.
 Конечно, это легенда, а не установленный и зафиксированный факт. Легенда – это сказка, вымысел… возможно так.
А возможно прав тот, кто говорит: «Дыма без огня не бывает».

И действительно,- если  есть многочисленные легенды и сказания о необычных способностях людей, занимавшихся восточными единоборствами, значит разумно предположить, что таковые существовали. Хотя бы предположить – и это будет достаточно для того, кто готов отправиться на собственные поиски ответа на этот вопрос.

Ибо «Человек не стремящийся стать больше чем человек, становится меньше, чем человек».

 За потолком.

     Обязательно.

          Нужно.

               Видеть.

                    Небо.